Государственная корпорация — Фонд содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства
8 800 700 89 89

Новости

Субъект Российской Федерации

Сегодня, 15 октября 2021 года, председатель наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин и генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин посетили с рабочим визитом Республику Дагестан.

В рамках визита Сергей Степашин и Константин Цицин провели рабочую встречу с главой Республики Дагестан Сергеем Меликовым, в ходе которой было принято решение о создании рабочей группы для проработки проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры на территории региона.

После этого состоялось совещание с членами Правительства Республики Дагестан и главами администраций муниципальных образований, посвященное вопросам реализации региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, выполняемой в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», в том числе с применением механизма комплексного развития территорий жилой застройки, программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры на территории региона.

Открывая совещание, глава Республики Дагестан Сергей Меликов напомнил участникам мероприятия, что между регионом и Фондом ЖКХ было подписано соглашение о досрочной реализации программы переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года. Республика планирует выполнить программные мероприятия в полном объеме уже в текущем году, на два года ранее запланированного срока.

– На территории Республики Дагестан в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» с 2019 года реализуется программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Программные мероприятия выполняются в городе Махачкале и Унцукульском районе, в рамках которых запланировано переселить 72 семьи. В настоящее время 34 семьи уже переселены из непригодных для проживания жилых помещений. Осталось обеспечить новым жильем 126 человек. Таким образом, будет ликвидировано 2,75 тыс.кв.м. аварийного жилищного фонда. Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы, составляет 118,6 млн. рублей, из них средства Фонда ЖКХ - более 51 млн. рублей, - отметил Сергей Меликов.

Также он сообщил, что в целях скорейшего завершения программных мероприятий на сегодняшний день с 8 семьями в Унцукульском районе заключены договоры на предоставление выкупной стоимости за аварийное жилье. После досрочного выполнения текущей программы переселения регион получит возможность приступить к расселению многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания после 1 января 2017 года, в том числе с применением механизма комплексного развития территорий жилой застройки.

Кроме того, глава Республики Дагестан обозначил направления работы с Фондом ЖКХ по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с использованием средств Фонда национального благосостояния.

Председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин в своем выступлении подчеркнул, что решение о старте программы расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года, было принято Президентом РФ Владимиром Путиным, и в рамках новой программы в регионе необходимо переселить более трех тыс. человек.

– Особое внимание хочу обратить на вопросы качества строящегося жилья и применения энергоэффективных технологий при возведении домов для граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде. Также главам муниципальных образований необходимо выстроить эффективную работу по формированию реестра аварийных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 года. При этом важно не только строить новые дома, но и обеспечивать их современной коммунальной и социальной инфраструктурой. Для этого есть все необходимые механизмы, выделяется финансовая поддержка из средств федерального бюджета – люди должны жить в комфортных и безопасных условиях, а столица республики Махачкала должна стать лицом не только Дагестана, но и всего Кавказа, - заявил Сергей Степашин.

Генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин отметил, что с учетом досрочного завершения текущей программы по переселению граждан из аварийного жилья в следующем году Республика Дагестан имеет возможность начать реализацию новой программы, в рамках которой предстоит расселить более 40 тыс.кв.м. аварийного жилищного фонда.

– Предлагаю активно начать работу по реализации новой программы уже с первых чисел января 2022 года. Еще одно стратегическое направление работы Фонда ЖКХ с регионом – это реализация проектов модернизации коммунальной инфраструктуры. Мы готовы оказать муниципальным образованиям всю необходимую методическую поддержку. В этих целях сегодня было принято решение о создании рабочей группы, – сообщил Константин Цицин.

Говоря о реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Дагестан, глава Фонда ЖКХ Константин Цицин подчеркнул, что необходимо повысить уровень собираемости взносов на капремонт, для этого нужно активно проводить информационно-разъяснительную работу с собственниками жилья. В свою очередь, Фонд ЖКХ готов оказать финансовую поддержку на выполнение мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности жилищного фонда.

По окончании совещания состоялся пресс-подход, в ходе которого Сергей Степашин и Сергей Меликов ответили на вопросы представителей средств массовой информации.

Кроме того, в ходе рабочего визита Сергей Степашин, Константин Цицин и Сергей Меликов приняли участие в торжественной церемонии вручения 13 новоселам ключей от квартир, расположенных в нескольких корпусах дома №13 «Б» по улице Джигитской в городе Махачкале.

Всего в данном доме расположено 452 квартиры, из которых 383 жилых помещения общей площадью 17,12 тыс.кв.м. были приобретены для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Дата фотографии:

Комментарий:

15 октября 2021 года состоялись мероприятия Молодежного дня #ВместеЯрче, который был проведен в рамках Международного форума «Российская энергетическая неделя».

В этом году Молодежный день объединил порядка тысячи молодых специалистов, студентов и школьников, которые собрались в городе Москве для обмена опытом и идеями, а также для подведения итогов своей проектной деятельности в 2021 году и формирования молодежной повестки топливно-энергетического комплекса на 2022 год.

В заключительный день работы «Российской энергетической недели» в 2021 году были проведены интерактивные сессии #ENERGYLAB. Они представляли собой различные соревнования молодежных команд по формированию проектов, направленных на развитие и популяризацию топливно-энергетического комплекса РФ, в ходе которых студенты и молодые специалисты подготовили технологические и социальные проекты для презентации экспертам.

Также состоялись презентация Молодежного глобального подхода развития энергетики и Международный инженерный чемпионат «CASE-IN», организованные при участии Фонда образовательных проектов «Надежная смена».

Одним из ключевых событий Молодежного дня #ВместеЯрче стал «Диалог на равных», в рамках которого состоялась встреча участников с Заместителем Председателя Правительства РФ Александром Новаком, а также с представителями компаний топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, проведен «круглый стол» на тему «ТЭК для молодежи», в ходе которого были обсуждены планы по реализации молодежной политики и молодежных проектов в 2022 году для школьников, студентов, молодых специалистов и формирование совместно с федеральными органами исполнительной власти форматов поддержки, координации и сотрудничества.

Также в рамках Молодежного дня #ВместеЯрче прошел «Экоквест», направленный на популяризацию бережного отношения к экологии, энергосбережения и охрану труда в сфере ТЭК. В рамках мероприятия ребята участвовали в мастер-классах «Умный дом», «Вторая жизнь отходов», «Экостиль жизни», «Миссия «Защита», «Крутые децибелы».

Представители Фонда ЖКХ приняли участие в проведении квеста – ребятам предстояло решить кроссворды и ребусы по тематике ЖКХ, экологии, энергоэффективности.

Так, отвечая на предложенные вопросы и выполняя интерактивные конкурсные задания, участники соревнования узнали множество интересных фактов о жилищно-коммунальной и энергетической отраслях, энергоэффективных технологиях. Всем командам, выполнившим задания Фонда ЖКХ, были вручены памятные сувениры от госкорпорации.

По итогам квеста, проводимого представителями Фонда ЖКХ, победителями стали команды «БрэйнСторм» и «Татарские рыбы».

Отметим, что на выставочной экспозиции госкорпорации все желающие могли попробовать свои силы в четвертом уровне обучающей компьютерной игры «ЖЭКА: Чистый город», который посвящен вопросам экологии и благоустройства городской среды.

Заключительным мероприятием стала итоговая сессия «Энергия молодежных инициатив», в рамках которой были презентованы лучшие проекты, разработанные молодежью, и подведены итоги проведения Молодежного дня Международного форума «Российская энергетическая неделя». По итогам сессии была сформирована повестка молодежных мероприятий и инициатив на 2022 год, а также награждены победители основных мероприятий Молодежного дня.

Напомним, что Международный форум «Российская энергетическая неделя» - крупнейшее в России отраслевое событие, посвященное анализу тенденций мирового топливно-энергетического комплекса. Его основной целью является демонстрация перспектив российского топливно-энергетического комплекса и реализация потенциала международного сотрудничества.

Форум стал площадкой для обсуждения основных вызовов, с которыми сталкивается энергетический сектор экономики, и актуальных проблем развития: газовой, нефтяной, угольной отраслей, а также нефтехимии, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Дата фотографии:

Комментарий:

В Челябинской области продолжается выполнение мероприятий, предусмотренных федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящим в национальный проект «Жилье и городская среда».

Как сообщили Фонду содействия реформированию ЖКХ в Администрации города Челябинска, в муниципальном образовании ведется активная работа по расселению аварийного жилищного фонда. Так, за два года в рамках реализации национального проекта было расселено 24 дома, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. В новые квартиры переехали почти 300 семей.

Так, в 2020 году из 16 аварийных зданий в благоустроенные квартиры в новых домах переехали 170 семей (510 человек). В 2021 году на сегодняшний день из 8 аварийных домов переселены 114 семей. До конца текущего года планируется расселить 14 аварийных домов, в том числе в рамках заключенного договора о развитии застроенной территории.

В 2022 году будут расселены аварийные дома №№6 и 8 по Свердловскому проспекту, а также №41а по улице Воровского.

В мае 2021 года в городе Челябинске аварийными и подлежащими сносу были признаны многоквартирные дома №№27, 27а, 29, 29а и 31а по улице Российской. Расселение этих объектов запланировано на 2032 год. Однако, как отмечают в Администрации города Челябинска, в случае принятия решения о включении этих домов в проект, предполагающий комплексное развитие территории, срок расселения может быть существенно сокращен. В настоящее время этот вопрос находится на рассмотрении.

По информации Администрации города Челябинска, в настоящее время определены три пилотные территории для реализации проектов комплексного развития. В отношении них подготовлены проекты решений, которые уже согласованы с Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области и будут опубликованы в ближайшее время. Реализовать указанные проекты предполагается в течение 7 лет.

Использование механизма комплексного развития территорий жилой застройки при расселении аварийного жилищного фонда, по мнению генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина, существенно расширяет возможности по развитию городской среды и повышению качества жизни граждан.

- Расселение аварийного жилья в рамках данного механизма дает возможность модернизировать и преобразить целые кварталы в городах, тем самым обеспечив необходимой социальной и коммунальной инфраструктурой не только граждан, переехавших из аварийного жилья, но и жителей соседних домов, расположенных на этих территориях, - подчеркнул Константин Цицин.

Отметим, расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, осуществляется в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Данные мероприятия проводятся и средства на их выполнение выделяются в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», реализация которого осуществляется Министерством строительства и ЖКХ РФ.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

В период с 9 августа по 20 сентября 2021 года государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию ЖКХ проведено дистанционное контрольное мероприятие по проверке хода реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств госкорпорации, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ, в Республике Мордовия.

Мониторинг реализации программы осуществлен на территории городского округа Саранска, городского поселения Рузаевка Рузаевского района, Кадошкинского городского поселения Кадошкинского района, Большеберезниковского района.

Как показала проверка, в Республике Мордовия достигнуты целевые показатели, установленные паспортом федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» на 2020 год.

Показатели 2021 года по расселению аварийного жилья достигнуты на 24%. При этом, учитывая срыв предусмотренных контрактом сроков начала строительства 66-квартирного дома №92 по улице Карла Маркса в городе Рузаевке, а также низкие темпы реализации этапа 2020–2021 годов и заключения контрактов на приобретение жилых помещений в рамках этапов 2020–2021 и 2021–2022 годов, имеются риски недостижения регионом значений целевых показателей, установленных на 2021 год.

Этап 2019–2020 годов по состоянию на 31 декабря 2020 года в республике завершен с учетом наличия непредвиденных обстоятельств. Однако на момент проверки значение показателя, характеризующего фактическое завершение мероприятий этапа, составило 97,5% от планового показателя. Незавершение этапа программы обусловлено вступлением в законную силу судебных решений в отношении расселяемых жилых помещений в городе Саранске и, как следствие, снижением числа непредвиденных обстоятельств. В свою очередь, причинами судебных разбирательств явились ненадлежащий уровень работы по информированию переселяемых граждан и несоблюдение условий статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

Этап 2020–2021 годов реализован на 28%: расселено 4,24 тыс.кв.м. аварийного жилья в четырех муниципальных образованиях. В рамках этапа заключены контракты, исполнение которых обеспечит расселение 76% (11,42 тыс.кв.м.) общей площади аварийного жилищного фонда, предусмотренной этапом (153,5% от площади, предусмотренной минимальным размером этапа). Вместе с тем, не заключено ни одного контракта в Зубово-Полянском районе и Явасском городском поселении (расселяемая площадь 2,2 тыс.кв.м. и 754,4 кв.м. соответственно). Основными причинами явились недостаточно тщательное планирование механизмов реализации программы, повлекшее необходимость отказа от планов по строительству домов, изменения способа приобретения помещений и повторного проведения конкурсов, а также отсутствие в местных бюджетах средств на оплату экспертизы проектной документации. Следует отметить, что аналогичные нарушения ранее уже выявлялись рабочей группой Фонда ЖКХ при проведении выездной проверки.

Таким образом, указанные обстоятельства носят системный характер, что приводит к нарушению сроков, предусмотренных планом-графиком, и свидетельствует о недостаточности мер, принимаемых ответственными органами власти.

Этап 2021–2022 годов реализован на 11,8%: расселено 1,08 тыс.кв.м. аварийного жилья в двух муниципальных образованиях из 8, включенных в этап. В целях выполнения этапа заключены контракты, исполнение которых обеспечит расселение 86% (7,9 тыс.кв.м.) общей площади аварийного жилья, предусмотренной к расселению в рамках этапа.

По итогам проведенного дистанционного контрольного мероприятия Фондом ЖКХ в адрес временно исполняющего обязанности главы Республики Мордовия направлен отчет о результатах проверки, в котором региону даны рекомендации по устранению выявленных недостатков при реализации программы переселения с дальнейшим предоставлением в госкорпорацию информации и материалов о проведенных мероприятиях по устранению выявленных нарушений.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Дата фотографии:

Комментарий:

В Республике Бурятия продолжается информационно-разъяснительная работа с гражданами по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Об этом Фонду содействия реформированию ЖКХ сообщили в Министерстве строительства и модернизации ЖКК региона.

Эксперты «Школы грамотного потребителя» в Республике Бурятия создали онлайн-чат для консультации граждан по актуальным вопросам, связанным с жилищно-коммунальным хозяйством. Оперативно узнать, куда обращаться в случае отсутствия отопления, неправильного расчета тарифов и некачественного ремонта многоквартирного дома может любой житель республики. В настоящее время активными пользователями чата являются 610 человек.

- Зачастую люди, когда сталкиваются с нарушениями со стороны управляющей компании или ресурсоснабжающей организации, не понимают, что необходимо предпринять. Наши специалисты стараются помочь разобраться в тонкостях сферы жилищно-коммунального хозяйства и подсказать правильное направление в решении вопросов. Для этого мы создали такой чат, который позволит получить консультацию не выходя из дома, - рассказала руководитель «Школы грамотного потребителя» в Республике Бурятия Ирина Ахандаева.

По информации представителей «Школы грамотного потребителя», большинство поступивших на сегодняшний день в онлайн-чат вопросов касаются предоставления некачественных коммунальных услуг, в том числе низкой температуры горячей воды и отопления, а также качества воды. Также для граждан актуальны вопросы по работе управляющих организаций.

Стать участником чата может любой житель региона. Для этого необходимо обратиться в ГБУ РБ «Агентство Жистройкомэнерго» - «Школа грамотного потребителя».

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

15 октября 2021 года на сайте государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ размещен очередной выпуск программы «Законный вопрос».

Напомним, в данной рубрике рассматриваются самые распространенные вопросы, связанные с жилищно-коммунальной сферой, возникающие у граждан. На них в формате видеоконсультации отвечает заслуженный юрист РФ Андрей Войков. Информационным партнером рубрики является ежемесячный журнал «Вокруг ЖЭКА».

В очередном выпуске речь пойдет о новых способах проведения общих собраний собственников жилья. До сих пор провести подобное мероприятие зачастую было весьма затруднительно, так как оно организовывалось, как правило, в рабочее время. Кроме того, жильцов не всегда своевременно оповещали о проведении собрания. Это могло привести к фальсификации протоколов или к принятиям решений, которые не всегда устраивали большинство жителей.

По словам Андрея Войкова, 1 июля 2021 года вступили в силу поправки в Гражданский кодекс РФ, касающиеся онлайн-заседаний собраний собственников. Данные изменения правил о принятии решений собраниями затронули юридических лиц, кредиторов при банкротстве и других гражданско-правовых сообществ. Вместо термина «очное голосование» введен другой – «заседание». Поправки закрепили право участвовать в мероприятии дистанционно любым способом, который позволяет достоверно определить участника, обсуждать вопросы повестки дня и голосовать. Такие способы могут быть установлены законом, единогласным решением участников сообщества или уставом юридического лица.

Новый выпуск рубрики размещен на сайте Фонда ЖКХ в разделе ЖКХ медиа/Видеоматериалы/«Законный вопрос».

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

В Омской области продолжается реализация программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».

Как сообщили Фонду содействия реформированию ЖКХ в Администрации города Омска, в настоящий момент на территории муниципального образования осуществляется реализация этапа 2020-2021 годов региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, утвержденной постановлением Правительства Омской области.

По состоянию на 14 октября 2021 года Администрацией муниципального образования заключено 35 муниципальных контрактов по приобретению в муниципальную собственность 64 жилых помещений, что позволит переселить из непригодного для проживания жилищного фонда 162 человека.

В настоящее время продолжаются мероприятия, направленные на проведение конкурсных процедур по приобретению в муниципальную собственность квартир, а также на заключение с собственниками соглашений о выплате возмещения за изымаемые жилые помещения, расположенные в аварийных домах.

Как отмечают в Администрации города, ранее в течение 2021 года из аварийного жилья были переселены 35 семей. До конца текущего года планируется вручить ключи от новых квартир еще 101 семье.

По информации Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, на состоявшемся на днях заседании Правительства региона был утвержден порядок осуществления комплексного развития территорий. Как пояснил на заседании заместитель министра строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области Роман Минуллин, новый документ позволит комплексно развивать городские и сельские территории (в частности, участки с аварийным жильем), а также решать возникающие инфраструктурные вопросы с помощью привлечения инвесторов.

Генеральный директор государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин подчеркивает важность комплексного развития территорий жилой застройки в регионах страны и расселения в рамках данного механизма аварийного жилищного фонда. Его применение позволит обеспечить граждан, проживающих в аварийных домах, современным и комфортным жильем, необходимой социальной и коммунальной инфраструктурой и будет способствовать развитию и благоустройству пространств, где планируется реализовать такие проекты.

Отметим, расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, осуществляется в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Данные мероприятия проводятся и средства на их выполнение выделяются в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», реализация которого осуществляется Министерством строительства и ЖКХ РФ.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

На официальном сайте государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ www.fondgkh.ru в разделе «Контрольная деятельность» в рубрике «На контроле» актуализирована информация о работе с обращениями по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональных адресных программ.

В соответствии с приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года №709/пр «О создании комиссии по вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» введена форма единого реестра обращений по вопросам качества предоставляемых жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональных адресных программ.

Данный реестр формируется по результатам выездных мониторинговых мероприятий, проводимых Фондом ЖКХ, публикаций в средствах массовой информации, жалоб, поступивших от граждан. Реестр также включает в себя сведения, предоставленные Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию», Национальным центром общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» и другими общественными организациями.

В настоящее время на контроле качества жилья в реестре обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, находится 160 обращений по 142 домам.

В данном реестре благодаря предусмотренным фильтрам можно получить информацию о сути обращения, его статусе (в процессе устранения, направлен запрос, судебные споры, направлен отчет об устранении и т.д.), источнике информации («горячая линия», выездные проверки, НП «ЖКХ Контроль», ОНФ, СМИ и т.д.), фактическом сроке устранения и дате снятия обращения с контроля.

Устранение нарушений, включенных в данный реестр, находится на постоянном контроле государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Информация о проделанной в регионах в данном направлении работе обновляется регулярно.

Реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

13 октября 2021 года Сахалинская область первой из субъектов РФ представила в Фонд содействия реформированию ЖКХ заявку на получение финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

В соответствии с представленной заявкой Сахалинская область для реализации этапа 2022-2023 годов программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, планирует получить 1,99 млрд. рублей из средств Фонда ЖКХ, в порядке софинансирования регион добавит 1,39 млрд. рублей, которые предусмотрено направить на переселение 1 667 человек из 791 жилого помещения общей площадью 35,05 тыс.кв.м., расположенного на территории 7 муниципальных образований.

Для реализации этапов 2019-2020, 2020-2021 и 2021-2022 годов программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, Сахалинской области из средств госкорпорации было выделено 636,59 млн. рублей. Софинансирование со стороны региона составило 4,82 млрд. рублей. Эти средства были направлены на переселение 3 151 человека из 1 410 непригодных для проживания жилых помещений площадью 61,53 тыс.кв.м.

В 2009-2016 годах Сахалинской области для реализации программ переселения граждан из аварийного жилья из средств Фонда было выделено 3,66 млрд. рублей. В порядке софинансирования регион добавил 14,64 млрд. рублей. Эти средства были направлены на переселение 14 418 человек из 5 990 непригодных для проживания жилых помещений площадью 252,5 тыс.кв.м.

Напомним, что Президентом РФ Владимиром Путиным поставлена задача по запуску новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2021 года. Чтобы приступить к ее выполнению, регионам необходимо оперативно завершить расселение жилья, признанного непригодным для проживания в срок до 1 января 2017 года. Уже более половины субъектов РФ подписали с Фондом ЖКХ дополнительные соглашения, в соответствии с которыми они взяли на себя обязательства по досрочному выполнению целевых показателей, установленных национальным проектом «Жилье и городская среда».

- Основная цель ускорения темпов реализации программы расселения аварийного жилищного фонда – как можно раньше обеспечить граждан безопасными и комфортными условиями проживания. Сахалинская область является примером успешной работы в этом направлении. Регион завершил переселение граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года, еще в прошлом году и теперь сможет первым приступить к выполнению задачи, поставленной Президентом России по расселению непригодного для проживания жилищного фонда в рамках новой программы, - подчеркнул Константин Цицин.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

14 октября 2021 года в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» правлением государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ приняты следующие решения о перечислении средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года:

- в соответствии с представленными Республикой Бурятия, Республикой Коми, Республикой Саха (Якутия), Красноярским краем, Курской, Ленинградской, Нижегородской, Омской, Тульской и Ярославской областями реестрами контрактов на приобретение квартир для переселения граждан из аварийного жилья одобрено перечисление 1,85 млрд. рублей.

Таким образом, по состоянию на 14 октября 2021 года, с учетом вышеуказанных решений, общая сумма средств, предусмотренных федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в национальный проект «Жилье и городская среда», направленных Фондом ЖКХ в регионы, составила 143,1 млрд. рублей, в том числе:

— в рамках этапа 2019 – 2020 годов программы переселения направлено 34,39 млрд. рублей;

— в рамках этапа 2020 – 2021 годов программы переселения направлено 41,29 млрд. рублей (в том числе по заявкам на дополнительный лимит – 2,01 млрд. рублей);

— в рамках этапа 2021 – 2022 годов программы переселения направлено 43,4 млрд. рублей (в том числе по заявкам на дополнительный лимит – 8,5 млрд. рублей);

— в рамках этапа 2022 – 2023 годов программы переселения направлено 22,47 млрд. рублей;

— в рамках этапа 2023 – 2024 годов программы переселения направлено 1,56 млрд. рублей.

Сводная информация о динамике перечисления средств субъектам РФ по этапам 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 и 2023-2024 гг. наглядно представлена в инфографике, разработанной Фондом ЖКХ.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Дата фотографии:

Комментарий:

Фондом содействия реформированию ЖКХ в период с января по сентябрь 2021 года в рамках контрольной деятельности осуществлялся мониторинг реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры, реализации региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также соблюдения требований Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18.

В отчетном периоде Фондом ЖКХ проведено 80 контрольных мероприятий в 59 субъектах Российской Федерации, в ходе которых на территории 208 муниципальных образований проверены 419 многоквартирных домов, а также ход реализации 43 проектов и 63 объектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры.

Результаты контроля за ходом реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

В период с января по сентябрь 2021 года выездные и дистанционные контрольные мероприятия по проверке хода реализации программ переселения 2019–2025 годов проведены в 32 субъектах Российской Федерации.

По результатам указанных проверок выявлены следующие основные систематические нарушения, риски и недостатки, оказывающие негативное влияние на темпы реализации программ переселения:

ненадлежащая подготовка в части выбора способа переселения граждан в муниципальных образованиях, обеспечения финансирования с учетом фактической рыночной стоимости жилья, а также длительности процедур предоставления субсидий из регионального в местные бюджеты отмечалась в 11 регионах (Республика Алтай, Республика Мордовия, Ставропольский край, Курганская, Нижегородская, Омская, Псковская, Свердловская, Тамбовская, Тульская области, Еврейская автономная область). Вследствие указанных обстоятельств в Ставропольском крае и Еврейской автономной области целевые показатели 2020 года достигнуты только в марте и сентябре 2021 года соответственно, в Омской области реализация этапа 2019‒2020 годов программы завершена только в июле 2021 года, в Республике Алтай, Тамбовской области и Еврейской автономной области имеются риски несвоевременного достижения целевых показателей 2021 года. В Волгоградской и Нижегородской областях несогласие граждан с предложенными способами или условиями переселения привело к значительному количеству судебных споров в городах Волгограде и Нижнем Новгороде и, как следствие, затягиванию сроков фактического переселения граждан из аварийного жилья;

нарушение подрядными организациями (застройщиками) сроков исполнения обязательств по контрактам на строительство и приобретение жилых помещений, что послужило причиной несвоевременного переселения граждан в отдельных муниципальных образованиях 10 регионов (Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Кировская, Магаданская, Нижегородская, Новосибирская, Псковская, Рязанская и Свердловская области). В Республике Мордовия (городское поселение Рузаевка) выявлен значительный риск срыва застройщиком сроков исполнения контракта, и, как следствие, несвоевременного завершения этапа 2020-2021 годов программы переселения. При этом в Республике Мордовия, Кировской и Псковской областях заказчиками не проводилась надлежащим образом претензионная работа в отношении строительных организаций; в Свердловской области только после проверки Фонда ЖКХ организовано ее проведение, а муниципальным образованиям указано на необходимость включения в состав заключаемых контрактов графиков выполнения строительных работ, а также мер ответственности за его несоблюдение;

нарушение установленных контрактами сроков выполнения подрядными организациями проектных работ и проведения экспертизы проектной документации на строительство многоквартирных домов, что в Республике Калмыкия и Кировской области привело к риску недостижения целевых показателей 2021 года;

нарушение органами местного самоуправления порядка изъятия у собственников жилых помещений в аварийных домах для государственных или муниципальных нужд, предусмотренного статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выявлялось в 17 регионах (Республика Алтай, Республика Ингушетия, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Волгоградская, Калужская, Кировская, Курганская, Ленинградская, Саратовская, Тамбовская, Тульская, Омская, Псковская, Рязанская и Свердловская области). Невыполнение предусмотренных законодательством мероприятий может привести к возникновению риска затягивания судебных разбирательств в случае несогласия граждан с условиями переселения, и, как следствие, сроков переселения граждан. По результатам рассмотрения рекомендаций Фонда ЖКХ в большинстве проверенных регионов органами власти, ответственными за реализацию программы переселения, проведена разъяснительная работа с муниципальными образованиями о необходимости выполнения требований статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в Омской области в соглашения о предоставлении финансирования муниципальным образованиям внесены дополнительные требования о соблюдении порядка изъятия жилых помещений в аварийных домах.

Кроме того, в Республике Башкортостан и Орловской области основной причиной невыполнения обязательства по заключению до 31 декабря 2020 года контрактов, обеспечивающих расселение не менее 90% аварийной площади от минимального размера этапа 2020-2021 годов, и, как следствие, приостановки предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, явилось невыполнение органами местного самоуправления мероприятий по заключению с гражданами соглашений, предусматривающих предоставление возмещения за изымаемые жилые помещения, ввиду несогласия граждан с предлагаемой суммой возмещения. Впоследствии регионы отчитались в Фонд содействия реформированию ЖКХ об исполнении обязательства, предоставление финансовой поддержки за счет средств госкорпорации было возобновлено.

Отдельными регионами допущено предоставление в Фонд ЖКХ недостоверной информации о сроках выполнения мероприятий программы переселения 2019–2025 годов в составе годовой отчетности за 2020 год. В связи с выявленными фактами к 7 субъектам Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Курганская, Псковская, Свердловская и Смоленская области) Фондом ЖКХ применены штрафные санкции в размере 500 тыс. рублей. По результатам рассмотрения рекомендаций госкорпорации Свердловская и Смоленская области отчитались в Фонд ЖКХ об усилении контроля за полнотой, актуальностью и достоверностью представляемой в госкорпорацию отчетности; в Смоленской области ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

В Республике Ингушетия чрезвычайно низкие темпы выполнения мероприятий программ переселения прошлых лет, непринятие действенных мер по исправлению существующей ситуации со стороны республиканских и муниципальных органов власти, обусловливают наличие рисков незавершения указанных программ в очередной запланированный срок (до конца 2021 года).

В 2021 году Фонд ЖКХ продолжает контролировать качество жилых помещений, предоставляемых переселяемым из аварийного жилья гражданам, посредством выездного мониторинга, а также привлечения специалистов региональных центров НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» в рамках проведения дистанционных контрольных мероприятий.

Так, при проведении 40 контрольных мероприятий в 38 субъектах Российской Федерации осмотрено 268 многоквартирных домов, построенных в рамках программ переселения, в том числе 82 дома, находящихся на контроле Фонда ЖКХ в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России №709/пр.

По результатам осмотров значительные строительные дефекты, из-за которых существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики зданий, выявлены в 25 многоквартирных домах в 11 регионах (Республика Карелия, Республика Татарстан, Курганская, Нижегородская, Омская, Орловская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Саратовская и Свердловская области), переселение граждан в которые осуществлялось в рамках программ расселения аварийного жилья. В целях контроля за устранением выявленных нарушений указанные дома были включены в предусмотренный приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года №709/пр реестр обращений по вопросам качества жилых помещений.

Основными причинами строительства некачественного жилья продолжают оставаться недобросовестное исполнение подрядными организациями и застройщиками принятых обязательств по заключенным контрактам, а также отсутствие строительного контроля за ходом выполнения строительно-монтажных работ со стороны заказчиков строительства и не организованная должным образом приемка жилых помещений в случаях их приобретения у застройщика.

В рамках контрольных мероприятий при проверке хода устранения нарушений в домах, включенных в реестр обращений, особое внимание Фондом ЖКХ уделялось работе региональных комиссий по рассмотрению обращений по вопросам качества жилых помещений. Так, в рамках выездного мониторинга в Пермском крае было проведено совещание с участием представителей Правительства региона и глав муниципальных образований, на котором подробно рассматривались все выявленные недостатки и даны рекомендации по совершенствованию работы региональной комиссии. В Республике Карелия, Приморском крае, Астраханской, Московской и Тверской областях рекомендации Фонда содействия реформированию ЖКХ были направлены на активизацию работы по устранению выявленных строительных дефектов, по результатам реализации которых 20 домов были исключены из реестра обращений.

Кроме того, в отчетном периоде 2021 года осуществлялись проверки выполнения субъектами Российской Федерации условий договоров о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ в части обеспечения приемки построенных домов и жилых помещений в новостройках в рамках программ переселения 2019‒2025 годов с участием комиссий, в состав которых включаются представители органов государственного жилищного, архитектурного, санитарного, пожарного, строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности.

Результаты проверок показали, что в 17 регионах достаточные меры для привлечения к участию всех предусмотренных представителей в составе комиссий органами власти своевременно не принимались (Республика Алтай, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Ставропольский край, Волгоградская, Курганская, Ленинградская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Саратовская, Свердловская, Смоленская и Тульская области, Еврейская автономная область). Кроме того, в Тамбовской и Курганской областях приемка приобретаемых помещений в построенных домах не обеспечена. Вместе с тем, после проверок в большинстве указанных субъектов Российской Федерации соответствующие рекомендации Фонда ЖКХ исполнены, в том числе в Республике Саха (Якутия), Волгоградской и Смоленской областях подготовлены проекты нормативных актов об актуализации состава комиссий, в Пензенской, Рязанской, Свердловской и Тульской областях направлены письма в надзорные органы о включении в состав комиссий соответствующих специалистов.

В ходе проверки соблюдения регионами рекомендуемых требований к жилью, предоставляемому гражданам в рамках программ переселения 2019−2025 годов, предусмотренных приказом Минстроя России от 31 января 2019 года №65/пр, установлено, что в отдельных муниципальных образованиях 7 регионов при проведении конкурсных процедур на приобретение жилья в аукционную документацию не включались требования к конструктивным элементам домов (Республика Алтай, Республика Карелия, Ставропольский край, Оренбургская, Псковская, Тамбовская и Тульская области). В ряде проверенных муниципальных образований 6 субъектов Российской Федерации фиксировались случаи несоблюдения рекомендаций о необходимом классе энергетической эффективности здания (Волгоградская, Калужская, Пензенская, Рязанская, Смоленская и Тульская области), в связи с чем Фонд ЖКХ рекомендовал регионам неукоснительно придерживаться рекомендаций Минстроя России.

При заключении контрактов на приобретение жилья на вторичном рынке недвижимости не устанавливались требования к текущему состоянию зданий в Республике Карелия (город Петрозаводск), Ленинградской области (Янегское сельское поселение), Омской области (город Омск), Пензенской области (города Кузнецк и Каменка), Смоленской области (Вяземский и Ярцевский муниципальные районы), Тульской области (город Тула, Кимовский район), что создает риск приобретения квартир в домах с высокой степенью физического износа или ненадлежащего качества. После проверок Фонда ЖКХ в большинстве указанных субъектов Российской Федерации соответствующие рекомендации учтены. Так, Республикой Карелия внесены соответствующие изменения в соглашения с муниципальными образованиями; Ленинградской, Омской и Тульской областями с администрациями муниципальных образований проведена разъяснительная работа о необходимости неукоснительного соблюдения рекомендуемых характеристик в соответствии с приказом Минстроя России №65/пр.

Также Фондом содействия реформированию ЖКХ в отчетном периоде было продолжено проведение на регулярной основе работы по рассмотрению опубликованных в средствах массовой информации сведений о нарушениях, допускаемых в субъектах Российской Федерации в ходе реализации программ переселения. По ее результатам в связи с ненадлежащим качеством жилья, предоставленного переселенным гражданам в 13 регионах, в реестр обращений включено 15 многоквартирных домов (Республика Коми, Республика Тыва, Приморский край, Забайкальский край, Архангельская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Курганская, Омская, Сахалинская и Ярославская области, Кемеровская область – Кузбасс).

Кроме того, в ходе реализации программ переселения в отдельных регионах выявлялись иные нарушения и недостатки, требовавшие устранения или принятия мер в целях недопущения аналогичных фактов в дальнейшем:

нарушение требований градостроительного законодательства при вводе домов в эксплуатацию в отсутствие заключения о соответствии (в Республике Башкортостан, Нижегородской области), а также при возведении МКД в отсутствие разрешения на строительство (в Псковской области). В частности, по указанным фактам прокуратурой Калтасинского района Республики Башкортостан первый заместитель главы администрации одноименного муниципального района привлечен к административной ответственности, в адрес главы администрации муниципального района внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. По заявлению прокурора Великолукского района Псковской области Арбитражным судом региона вынесено решение о назначении подрядной организации административного штрафа в размере 250 тыс. рублей;

неисполнение обязательства по актуализации сведений о ходе реализации программы в АИС «Реформа ЖКХ» (выявлено в 16 регионах: Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Республике Саха (Якутия), Ставропольском крае, Калужской, Курганской, Ленинградской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Псковской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской и Тульской областях, Еврейской автономной области). В целях устранения указанного замечания регионами осуществляется актуализация информации в АИС «Реформа ЖКХ»;

значительный объем неснесенных домов, расселенных в рамках программ переселения прошлых лет (зафиксировано в 7 регионах: Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Кировская, Ленинградская, Нижегородская, Саратовская и Тульская области). Основными причинами незавершения мероприятий по сносу таких домов являются: недостаточность средств в местных бюджетах на указанные цели, затянувшиеся судебные разбирательства, связанные с переселением граждан, наличие среди расселенных аварийных домов объектов, имеющих статус домов культурного наследия, в связи с чем планируется их дальнейшая эксплуатация с проведением реконструкции.

Результаты выездного мониторинга реализации региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

В 2021 году проведены 12 плановых и внеплановых выездных мониторингов реализации региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в 10 субъектах Российской Федерации (Алтайский край, Астраханская, Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Тверская области, Еврейская автономная область, город Москва).

При этом выездной мониторинг в Новосибирской области и Нижегородской области организован в связи с обращениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Управления Генеральной прокуратуры РФ по Приволжскому федеральному округу об участии Фонда ЖКХ в проверочных мероприятиях соответственно, в Астраханской области, Волгоградской области и Оренбургской области – в соответствии с аналогичным обращением Контрольного управления Президента Российской Федерации, в Тверской области – в соответствии с обращением полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе.

В Астраханской, Волгоградской и Московской областях, а также в городе Москве Фонд ЖКХ участвовал в проверках, организованных по поручению Генеральной прокуратуры РФ во исполнение поручения Президента РФ по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Результаты проведенного Фондом мониторинга свидетельствуют о ненадлежащем проведении в 9 регионах мониторинга технического состояния многоквартирных домов и неэффективном взаимодействии участников этого процесса (региональных и муниципальных органов власти, региональных операторов и управляющих организаций), следствием которых в отдельных случаях являлось выполнение капремонта в домах с высокой степенью износа, ремонт которых экономически нецелесообразен, которые впоследствии были признаны аварийными, необоснованное включение аварийных домов в программу капитального ремонта, нарушение очередности выполнения видов работ по капремонту, выполнение работ по ремонту имущества, не относящегося к общедомовому, а также планирование работ, выполнение которых не требуется (Алтайский край, Астраханская, Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Тверская области, Еврейская автономная область).

В 8 субъектах Российской Федерации зафиксированы факты неправомерного использования региональными операторами средств, выражающиеся, в том числе, в оплате фактически невыполненных работ и неподтвержденных затрат, нарушениях при применении расценок и коэффициентов к сметной стоимости, что приводит к завышению стоимости работ (Астраханская, Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Тверская области, Еврейская автономная область, город Москва).

Сроки реализации краткосрочных планов региональных программ нарушаются в 7 субъектах Российской Федерации (Астраханская, Волгоградская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Тверская области, Еврейская автономная область). Основными причинами невыполнения планов являются низкий уровень их подготовки, позднее проведение конкурсов по отбору подрядчиков, ненадлежащий контроль за их реализацией как со стороны регионального оператора, так и ответственных за реализацию программ региональных органов власти, а также нарушение подрядными организациями сроков и качества выполнения ремонтных работ.

В ходе мониторинга в 9 регионах (Алтайский край, Астраханская, Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Тверская области, Еврейская автономная область) зафиксированы риски невыполнения в полном объеме долгосрочных программ капитального ремонта, связанные с их недостаточным финансовым обеспечением (в срок действия программы не обеспечивается возвратность средств, заимствованных у одних домов и использованных на капитальный ремонт других домов; региональными операторами не принимаются надлежащие меры по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и проч.).

При проведении выборочного осмотра объектов капитального ремонта выявлены факты некачественного выполнения ремонтных работ, а также нарушения технологии производства выполненных работ, СНиП, технических регламентов и прочих норм градостроительного законодательства (Астраханская, Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Тверская области, Еврейская автономная область и город Москва). Основными причинами некачественного выполнения ремонтных работ являются нарушения, допущенные подрядными организациями при выполнении работ, несоответствие качества выполнения технологических операций и применяемых материалов требованиям проектной документации и технических регламентов. Также указанное свидетельствует о ненадлежащем осуществлении строительного контроля как со стороны региональных операторов, так и привлекаемых ими подрядных организаций за соблюдением проектных решений, сроков выполнения работ, требований нормативных документов, последовательности и состава выполняемых технологических операций. В ряде случаев нарушения качества работ обусловлены низким уровнем разработанной проектно-сметной документации и ненадлежащей приемкой выполненных работ (без участия в работе комиссии, создаваемой региональным оператором, представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию программы капитального ремонта, органа местного самоуправления, управляющих организаций и собственников, что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в ходе мониторинга выявлены факты предоставления Еврейской автономной областью недостоверных сведений в составе отчетности, направляемой в Фонд ЖКХ во исполнение приказа Минстроя России от 1 декабря 2016 года №871/пр. Также Астраханской областью и Еврейской автономной областью в АИС «Реформа ЖКХ» своевременно не актуализируются и не в полном объеме заполняются данные по мониторингу реализации программ капитального ремонта.

По результатам рассмотрения рекомендаций Фонда ЖКХ регионами принимались меры по устранению выявленных нарушений и недопущению аналогичных недостатков в дальнейшем. Так, в целях повышения эффективности мониторинга технического состояния многоквартирных домов регионами усиливалась работа по обследованию жилищного фонда, пересматривались положения нормативных актов, регулирующих порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов. По фактам нарушений сроков реализации краткосрочных планов регионы сообщали об усилении контроля за ходом выполнения программных мероприятий и проведении претензионно-исковой работы с подрядными организациями, нарушившими сроки выполнения работ, а также о разработке планов-графиков завершения работ. Кроме того, регионы информировали Фонд ЖКХ о проведении работы по возврату подрядными организациями неправомерно использованных средств, сообщали о принятии к учету и применению в дальнейшей работе требований, касающихся расценок и коэффициентов к сметной стоимости, в целях недопущения завышения стоимости работ. Также в регионах принимались меры, направленные на устранение подрядными организациями выявленных нарушений требований к качеству ремонтных работ в рамках гарантийных обязательств.

Результаты выездного и дистанционного мониторинга соблюдения требований Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18

В отчетном периоде выездные и дистанционные проверки соблюдения требований Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18, проведены в 19 субъектах Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Карелия, Удмуртская Республика, Алтайский край, Пермский край, Краснодарский край, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Кировская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Тамбовская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра). В ходе указанных проверок осмотрено 65 многоквартирных домов на территории 31 муниципального образования.

По результатам проверок выявлены следующие основные нарушения и недостатки:

несоблюдение срока перечисления средств Фонда ЖКХ в бюджеты муниципальных образований, установленного договором о предоставлении финансовой поддержки за счет средств госкорпорации (в 10 регионах: Республика Адыгея, Республика Карелия, Краснодарский и Пермский края, Ивановская, Новосибирская, Кировская, Ростовская и Тамбовская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра);

нарушение предусмотренного требованиями Правил срока перечисления средств Фонда ЖКХ на банковские счета многоквартирных домов, в которых осуществлен капитальный ремонт (в четырех регионах: Пермский край, Ивановская, Курская и Липецкая области);

предоставление неподтвержденных сведений о потреблении тепловой энергии и несоответствие сведений требованиям Правил в части принятого показателя экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов, повлекшее необоснованное перечисление финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ. Указанное нарушение влечет за собой уменьшение суммы предоставленной финансовой поддержки за счет средств госкорпорации и требует усиления контроля со стороны региона за достоверностью предоставляемых сведений (в Пермском крае);

уменьшение суммы расходов на уплату процентов за пользование кредитом на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту в связи с досрочным погашением кредитных обязательств, что влечет за собой уменьшение суммы предоставленной финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ (в Ростовской области);

досрочное погашение кредитных обязательств, требующее после полного погашения кредита перерасчета суммы финансовой поддержки Фонда ЖКХ в части ее уменьшения и контроля со стороны региона (в Нижегородской и Ростовской областях);

нарушения требований к качеству выполненных работ (во Владимирской и Липецкой областях);

предоставление недостоверных сведений в составе заявки на предоставление финансовой поддержки госкорпорации о сроках выполнения работ (в Липецкой области);

предоставление недостоверных сведений в составе заявки на предоставление финансовой поддержки Фонда ЖКХ и отчетности о размере процентной ставки по кредиту, привлеченному для выполнения работ, что влечет за собой уменьшение суммы предоставленной финансовой поддержки за счет средств Фонда (в Краснодарском крае);

некорректное заполнение сведений в составе заявки на предоставление финансовой поддержки Фонда ЖКХ о потреблении тепловой и электрической энергии (в трех регионах: Республика Адыгея, Республика Карелия, Тамбовская область);

превышение суммы средств финансовой поддержки, подлежащей перечислению из бюджета региона на счета конечных получателей, исходя из суммы фактически уплаченных процентов за пользование займом на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД (в Ростовской области);

некорректное заполнение отчетности о выполнении работ и (или) услуг по капитальному ремонту и мероприятиях по энергосбережению, требующее усиления контроля со стороны региона за достоверностью предоставляемых сведений (в трех регионах: Владимирская и Курская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра);

невыполнение требований пункта 2 части 4 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации о необходимости установления гарантийного срока длительностью не менее 5 лет при заключении договора на выполнение работ по капитальному ремонту (в 5 регионах: Республика Карелия, Алтайский, Краснодарский и Пермский края, Тамбовская область).

По итогам проверочных мероприятий Фондом содействия реформированию ЖКХ осуществляется контроль за принятием в регионах мер, направленных на устранение выявленных по результатам мониторинга нарушений и замечаний. Так, регионами сообщается о перечислении средств финансовой поддержки Фонда ЖКХ в полном объеме как на счета муниципальных образований, так и на специальные счета многоквартирных домов (Ивановская, Курская и Липецкая области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра); принятии необходимых мер для недопущения в дальнейшем нарушения сроков перечисления указанных средств (Республика Адыгея, Пермский край, Липецкая, Новосибирская и Ростовская области). Также принимаются меры по контролю за корректностью заполнения и предоставления в Фонд ЖКХ данных в составе заявок на предоставление финансовой поддержки и отчетных данных (Республика Адыгея, Курская и Липецкая области) и за заполнением отчетности (Владимирская область). В Липецкой и Владимирской областях приняты необходимые меры в целях устранения недостатков качества выполненных работ. В Нижегородской области проведены работы с органами местного самоуправления по контролю за погашением получателями финансовой поддержки кредитных обязательств. Заключены дополнительные соглашения по увеличению гарантийного срока по выполненным работам до 5 лет (Алтайский и Пермский края). Нарушения, связанные с осуществлением возврата излишне перечисленных средств финансовой поддержки, остаются на контроле Фонда ЖКХ (Пермский и Краснодарский края, Ростовская область).

Результаты выездного и дистанционного мониторинга реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года №1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры»

В период с января по сентябрь 2021 года выездной и дистанционный мониторинг реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры проведен в 19 субъектах Российской Федерации (Республика Хакасия, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Приморский край, Белгородская, Владимирская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Курская, Липецкая, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская, Томская и Челябинская области).

По результатам контрольных мероприятий выявлены следующие нарушения, оказывающие негативное влияние на процесс реализации проектов модернизации.

В 9 субъектах Российской Федерации выявлены нарушения в части объемов и стоимости выполненных работ (Республика Бурятия, Удмуртская Республика, Приморский край, Белгородская, Калужская, Липецкая, Оренбургская, Свердловская и Томская области). В связи с выявленными в Приморском крае в рамках мониторинга нарушениями правлением Фонда содействия реформированию ЖКХ принято решение о расторжении двух договоров о предоставлении финансовой поддержки Фонда ЖКХ, в связи с чем авансированные Фондом ЖКХ средства в объеме 33 361,791 тыс. рублей возвращены регионом в марте 2021 года в госкорпорацию.

В двух регионах нарушены условия договоров о предоставлении финансовой поддержки в части несвоевременной реализации этапов работ проектов модернизации (Белгородская и Липецкая области). В связи с невыполнением этапов работ в установленные сроки Фондом ЖКХ приостановлено предоставление финансовой поддержки Липецкой области. В 7 регионах имелись риски незавершения мероприятий (этапов работ) в установленные сроки (Республика Бурятия, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Иркутская, Калининградская, Курская и Челябинская области).

Учитывая результаты мониторинга, в 7 регионах отмечен недостаточный уровень организации проведения строительного контроля в процессе реализации проектов модернизации (Республика Бурятия, Чувашская Республика, Приморский край, Белгородская, Иркутская, Калужская и Томская области).

В 5 регионах выявлены нарушения качества выполненных работ (Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Белгородская, Курская и Томская области).

Кроме того, в отношении 5 регионов (Приморский край, Белгородская, Калужская, Томская и Липецкая области) применены штрафные санкции на общую сумму 1 100 тыс. рублей по выявленным фактам предоставления недостоверных сведений в составе отчетности в Фонд ЖКХ.

В составе отчетов о результатах проверок в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации Фондом ЖКХ направлены рекомендации о необходимости принятия органами власти мер по устранению всех нарушений, выявленных в ходе мониторинговых мероприятий. Кроме того, копии всех отчетов для принятия мер реагирования направлены в контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и региональные прокуратуры, а по результатам проверок реализации проектов модернизации и выполнения работ по энергоэффективному капитальному ремонту – также в установленном порядке в Минстрой России.

Результаты взаимодействия Фонда содействия реформированию ЖКХ с контрольно-надзорными, правоохранительными органами и общественными организациями

В отчетном периоде в Фонд ЖКХ поступила информация из прокуратур 36 субъектов Российской Федерации о рассмотрении актов госкорпорации о результатах контрольных мероприятий, проведенных в 2020–2021 годах. Согласно указанной информации органами прокуратуры 32 регионов по выявленным Фондом ЖКХ фактам внесено 136 представлений об устранении нарушений требований законодательства. В 16 субъектах Российской Федерации виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной или административной ответственности, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона.

По информации органов прокуратуры, в связи с нарушениями, допущенными при реализации программ переселения прошлых лет в Республике Крым, Кировской и Омской областях, в 2020 году были возбуждены уголовные дела по фактам мошенничества и халатности (статьи 159 и 293 Уголовного кодекса Российской Федерации соответственно), в связи с нарушениями, допущенными при реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Тверской области, в 2021 году возбуждены уголовные дела по статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков).

Кроме того, в июне 2021 года работники Фонда ЖКХ были привлечены к участию в организуемом Генеральной прокуратурой Российской Федерации выездном мероприятии в Новосибирской области, в том числе по направлениям, связанным с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и переселением граждан из аварийного жилищного фонда. Информация о выявленных Фондом ЖКХ нарушениях была предоставлена комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации для возможного использования в надзорной деятельности.

В сентябре 2021 года Фонд содействия реформированию ЖКХ принял участие в совещании, проведенном Главным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах по вопросам организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации программ переселения и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Крым.

Также в отчетном периоде 2021 года продолжен информационный обмен с прокуратурами субъектов Российской Федерации в рамках дистанционных контрольных мероприятий по проверке хода реализации программ переселения: рабочими группами Фонда ЖКХ используется информация надзорных ведомств о нарушениях и недостатках, допускаемых в регионах при расселении аварийного жилья, а также в отдельных случаях контролируется ход устранения выявленных органами прокуратуры нарушений.

В рамках взаимодействия с правоохранительными органами в прошедшем периоде 2021 года Фондом ЖКХ в ГУЭБиПК МВД России направлены материалы о выявленных в 2020–2021 годах нарушениях, допущенных в ходе реализации программ переселения, капитального ремонта, а также проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Калужской, Рязанской, Тамбовской и Новгородской областях.

В рамках взаимодействия с Федеральным казначейством продолжено осуществление мониторинга и принятие мер по устранению нарушений, выявленных территориальными органами Федерального казначейства по результатам проведенных в субъектах Российской Федерации контрольных мероприятий в части реализации софинансируемых Фондом ЖКХ региональных программ. Полученные от Федерального казначейства сведения используются при проведении Фондом содействия реформированию ЖКХ мониторинговых мероприятий, в том числе в форме выездных проверок в субъектах Российской Федерации. На контроле Фонда ЖКХ остается устранение нарушений по фактам неправомерного расходования средств госкорпорации в четырех субъектах Российской Федерации на общую сумму 83,14 млн. рублей.

В свою очередь, сводная информация о результатах проводимого Фондом ЖКХ выездного мониторинга с указанием сведений об основных выявленных нарушениях, допущенных при использовании средств госкорпорации и реализации региональных программ, направляется в Федеральное казначейство для возможного использования в работе в целях повышения эффективности осуществляемой контрольной деятельности.

В контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации Фондом ЖКХ направляются копии отчетов о результатах контрольных мероприятий: за истекший период 2021 года направлены результаты проверок в 52 регионах. В свою очередь, в рамках информационного обмена контрольно-счетными органами 39 регионов в Фонд ЖКХ представлены относящиеся к компетенции госкорпорации сведения, в том числе результаты проверок в 9 субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Астраханская, Волгоградская, Курская, Орловская, Псковская и Тульская области). На контроле Фонда ЖКХ находится устранение нарушений на общую сумму 36,2 млн. рублей в двух субъектах Российской Федерации.

Также в 2021 году Фонд содействия реформированию ЖКХ продолжил осуществлять взаимодействие с общественной организацией НП «ЖКХ Контроль» и региональными центрами общественного контроля. Совместная работа была нацелена прежде всего на обеспечение должного контроля за качеством предоставляемого гражданам жилья, а также за качеством выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и реализовывалась в том числе в рамках дистанционных контрольных мероприятий Фонда ЖКХ, по следующим основным направлениям: обмен информацией о результатах мониторинга, осуществление контроля за устранением нарушений.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Дата фотографии:

Комментарий:

В городе Москве продолжает работу Международный форум «Российская энергетическая неделя». Организаторами мероприятия выступают Министерство энергетики Российской Федерации и Правительство Москвы. Председатель Организационного комитета Международного форума - Заместитель Председателя Правительства РФ Александр Новак.

«Российская энергетическая неделя» - крупнейшее в России отраслевое событие, посвященное анализу тенденций мирового топливно-энергетического комплекса. В форуме принимают участие главы государств и правительств, лидеры крупнейших международных энергетических компаний, ведущие мировые эксперты, руководители субъектов РФ и представители СМИ.

Сегодня, 14 октября 2021 года, в рамках второго дня работы Международного форума «Российская энергетическая неделя» состоялись панельные сессии, в ходе которых были обсуждены такие актуальные темы, как перспективное развитие электроэнергетики, цифровая трансформация сферы ТЭК, реформирование энергетических систем, потенциал развития возобновляемых источников энергии и др.

Так, сессия «Будущее инфраструктуры централизованного теплоснабжения России» была посвящена необходимости обновления коммунальной инфраструктуры и перехода к новому технологическому укладу с поиском эффективного сочетания централизованного теплоснабжения и локальных решений энергоснабжения в крупных городах, обеспечению инфраструктурного стандарта для малых городов и поселений.

Как было отмечено на мероприятии, централизованное теплоснабжение охватывает две трети населения страны и определяет качество жизни людей и экономику городского хозяйства. В настоящее время государственная политика направлена на переход к новому способу регулирования взаимоотношений между клиентами, поставщиками и транспортировщиками тепла.

Новая повестка ответственного инвестирования (ESG) и климатическое законодательство подталкивают к созданию надежной и экологичной коммунальной инфраструктуры (электро-, тепло-, газо- и водоснабжения), а также к модернизации жилищного фонда.

В рамках сессии «Перезапуская энергетику городов и сообществ: реализация энергоперехода на всех уровнях общества» было отмечено, что одним из ключевых приоритетов развития городов является создание энергоэффективной и в то же время комфортной городской среды. Топливно-энергетический комплекс не просто обеспечивает базовую городскую инфраструктуру, но влияет на атмосферу города и качество жизни горожан. Развитие предоставляемых организациями ТЭК услуг должно основываться на потребностях жителей. Городам важно правильно выстроить взаимодействие с гражданами и вовлекать сообщества в процесс принятия решений и реализацию проектов. Кроме того, необходимо создавать условия, чтобы превратить города в площадки тестирования новых технологий и бизнес-моделей.

Участники сессии «Перспективное развитие электроэнергетики: сохраняя надежность, повышая технологичность» затронули вопросы, касающиеся совершенствования правил рынка электроэнергии, применения мировых тенденций в развитие систем долгосрочного планирования и сохранения надежности при перспективном планировании развития энергосистем в России.

Отметим, в рамках форума организована выставка, на которой представлены современные технологии топливно-энергетического комплекса, новейшие разработки в сфере альтернативной энергетики, последние достижения в области энергосбережения и защиты экологии.

Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ представляет свою экспозицию, посвященную важнейшим вопросам жилищно-коммунальной отрасли. Специалисты Фонда ЖКХ ведут диалог с участниками и гостями форума, отвечают на вопросы, касающиеся реализации госкорпорацией программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, применения современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий при строительстве многоквартирных домов и проведении капитального ремонта общего имущества, государственной поддержки модернизации систем коммунальной инфраструктуры.

Также гости и участники «Российской энергетической недели» знакомятся с основными инструментами информационно-разъяснительной деятельности госкорпорации, направленной на обучение граждан основам управления многоквартирными домами, воспитание ответственного собственника жилья и популяризацию принципов энергосбережения.

Так, например, в рамках экспозиции представлен четвертый уровень обучающей компьютерной игры «ЖЭКА» – «Чистый город». Эта интеллектуальная разработка государственной корпорации направлена на популяризацию системы сортировки, переработки и утилизации твердых коммунальных отходов.

В ходе игры пользователи могут узнать, как происходит сбор, сортировка, обезвреживание, утилизация и переработка твердых коммунальных отходов, каким образом проходит их транспортировка и размещение на полигонах, как необходимо бороться с нелегальными свалками.

Компьютерная игра вызывает большой интерес у посетителей выставки. Они положительно оценили разработку государственной корпорации, которую можно использовать не только для обучения детей и подростков, но и для ориентирования людей старшего поколения на применение энергосберегающих технологий в быту, в том числе в управлении многоквартирным домом.

Напомним, что завтра, 15 октября 2021 года, на площадке Международного форума «Российская энергетическая неделя» будет проведен Молодежный день #ВместеЯрче. Молодые специалисты, учащиеся российских и зарубежных энергетических вузов смогут лично задать вопросы экспертам отрасли, руководителям предприятий и представителям Минэнерго России, а также презентовать инициативы и результаты своей работы.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Дата фотографии:

Комментарий:

В Архангельской области продолжается реализация программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года. Данные мероприятия выполняются в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда».

Как сообщили Фонду содействия реформированию ЖКХ в Министерстве строительства и архитектуры Архангельской области, на днях в селе Ильинско-Подомском Вилегодского муниципального округа введен в эксплуатацию 12-квартирный дом №18 на улице Ломоносова, в который переедет 31 человек из 6 аварийных домов общей площадью 664,2 кв.м.

Фундамент многоквартирного дома выполнен из монолитных железобетонных блоков, стены – кирпичные. Данный объект возведен «под ключ» под строительным надзором специалистов Главного управления капитального строительства Архангельской области.

- Повысить темпы возведения социального жилья – задача, которую перед нами ставит Президент России Владимир Путин. Наш регион активно работает в этом направлении – только на этой неделе мы приняли в эксплуатацию два новых дома, – сообщил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

Как отмечает генеральный директор государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин, строительство новых домов должно быть приоритетным способом расселения аварийного жилья при реализации региональных адресных программ:

– Возведение многоквартирных домов для расселения аварийного жилья и формирование необходимой сопутствующей инфраструктуры в первую очередь необходимы для повышения качества жизни граждан. Напомню, благодаря реализации программных мероприятий по всей стране из аварийного жилья переехали более 1,27 млн. человек. При этом важно понимать, что жилье, возводящееся с участием средств федерального бюджета, должно быть качественным и энергоэффективным. Именно такие дома обеспечивают высокий комфорт проживания и позволяют жителям экономить значительные суммы на оплате за коммунальные услуги.

Отметим, расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, осуществляется в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Данные мероприятия проводятся и средства на их выполнение выделяются в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», реализация которого осуществляется Министерством строительства и ЖКХ РФ.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Дата фотографии:

Комментарий:

В Чукотском автономном округе продолжается реализация программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». В сельском поселении Лаврентия Чукотского муниципального района состоялась торжественная церемония вручения ключей от новых квартир 7 семьям в рамках данной программы. Информацию об этом Фонду содействия реформированию ЖКХ сообщили в Администрации Чукотского муниципального района.

- Я очень рада сегодня вручить вам ключи от новых квартир, надеюсь, что вас ожидает много счастливых и радостных моментов, а дома будут верно служить не один десяток лет. Конечно, благополучие и залог долгой эксплуатации помещения – это бережное и ответственное отношение к своей собственности. Поздравляю вас! - сказала глава Чукотского района Лариса Юрочко, обращаясь к новоселам.

По информации Администрации Чукотского района, на данный момент в муниципальном образовании полностью готовы к эксплуатации два новых дома. Один из них, дом №10а по улице Дежнева, межведомственная комиссия осмотрела и приняла на прошлой неделе. Еще чуть ранее в собственность сельского поселения Лаврентия была передана другая новостройка: 7-квартирный дом №10 по улице Дежнева. Также подрядчик планирует завершить отделку еще двух домов до конца текущего года.

Таким образом, всего в этом году в сельском поселении Лаврентия для переселения граждан из аварийного жилищного фонда планируется сдать в эксплуатацию четыре дома на 28 квартир, из которых 12 – однокомнатных и 16 – двухкомнатных. В новое жилье в рамках государственной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Чукотском автономном округе» переедут 28 семей (76 человек) из аварийных домов №49 по улице Дежнева, №7 по улице Советской, №14 по улице Челюскинцев и №№12 и 13 по улице Набережной.

Как подчеркивает генеральный директор государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин, основным способом реализации программных мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должно быть строительство многоквартирных домов. При этом необходимо уделять особое внимание обеспечению высокого качества возводящегося жилья и применению энергоэффективных технологий.

Отметим, расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, осуществляется в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Данные мероприятия проводятся и средства на их выполнение выделяются в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», реализация которого осуществляется Министерством строительства и ЖКХ РФ.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

15 октября 2021 года председатель наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин и генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин посетят с рабочим визитом Республику Дагестан.

Председатель набсовета госкорпорации Сергей Степашин и глава Фонда ЖКХ Константин Цицин проведут рабочую встречу с врио главы Республики Дагестан Сергеем Меликовым, по окончании которой состоится совещание с членами Правительства региона и главами администраций муниципальных образований, посвященное реализации региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и модернизации систем коммунальной инфраструктуры.

Также в ходе рабочего визита в городе Махачкале Сергей Степашин, Константин Цицин и Сергей Меликов примут участие в торжественной церемонии вручения новоселам ключей от квартир, расположенных в нескольких корпусах дома №13 по улице Джигитской, которые были построены в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда».

Всего в данном доме расположено 452 квартиры, из которых 383 жилых помещения общей площадью 17,12 тыс.кв.м. были приобретены для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ